Опубликовано admin - вт, 12/22/2020 - 15:13

Идея всеобщей электрификации стала «делом жизни» большевиков с момента их прихода к власти в 1917 году. Владимир Ленин лично курировал план внедрения электроэнергии во все отрасли хозяйства и быта СССР. Ему принадлежит известная фраза «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Однако до революции в России большинство электростанций были частными и покрывали лишь отдельные городские районы, жители малых городов, сел и деревень вовсе не знали, что такое электричество.

Поэтому вокруг электрификации началась идеологическая кампания, которая пропагандировала и разъясняла населению все преимущества использования централизованного электричества. Одним из самых действенных инструментов пропаганды было искусство, которое в начале воспевало и рязъясняло все преимущества строительства ГЭС, а с годами стало и инструментом критики, и способом пережить и принять те перемены, которые принесли с собой гироэлектростанции. 

Так ГЭС стали флагманами индустриализации, инструментами пропаганды, важным элементом культуры и истории страны.

 

ГЭС в искусстве в 20-е годы


 

20-е годы: ГЭС в литературе


Андрей Платонович Платонов, 1922 г.

Источник: https://www.wikiwand.com/ru/Епифанские_шлюзы

Текст Андрея Платонова «Электрификация», написанный в 1921 году, стал первым текстом о важности и пользе электроэнергии и о том, как качественно изменится жизнь, когда электрификация будет внедрена в повседневную жизнь страны. 

Эта брошюра стала и первым произведением писателя.   

До того, как стать профессиональным литератором, он работал инженером и руководил строительством нескольких электростанций в деревнях. Также теме гидростроительства посвящена его первая большая повесть «Епифанские шлюзы» (1926). Где рассказана драматическая история приключений британского инженера Бертрана Перри, который прибыл в Санкт-Петербург по призыву Петра Первого, чтобы воплотить смелый проект царя — соединить судоходным каналом Оку и Дон в поселке Епифань. В России англичанин сталкивается с особенностями русского менталитета, а также мудростью и непокорностью природы.

Главное произведение рубежа 1920–1930-х о гидростроительстве – роман «Энергия» Фёдора Гладкова, выдающийся пример «производственного романа». 

Он был написан в 1927–1932 и впоследствии неоднократно переписывался. 

Две главы «Энергии» посвящены старику Микешину, жителю затопляемых мест, который отказывается переселяться. Сын и невестка старика съезжают от него, не выдержав его тирании и привязанности к вековым порядкам. В день сноса дома, старик умирает: «Вода уже доходила до колен, теплая, неощутимая. Она курлыкала и хлюпала по двору, в ногах, и мешала идти. Почему она густая и черная, как деготь? Он с трудом передвигал ноги, стараясь побороть водовороты, но никак не мог двинуться с места. "Хоть бы дойти до крыльца-то...". И как только подумал об этом – всё пропало: двор был по-прежнему сух, и по земле кружились вихри сора и соломы. <...> В тот же день его нашли мертвым на кладбище, в лесочке». 

 

Образ гидроэнергетики в 1930-х дополнил роман Мариэтты Шагинян «Гидроцентраль» (1931) о строительстве Дзорагетской ГЭС в Армении. 

 

Путевой очерк И. Ильфа и Е. Петрова «Реке дали по рукам» о Раватской ирригационной системе так описывает орошение узбекских земель: «Внизу, за пригорком, река Зеравшан была заперта четырьмя шлюзами. Реке дали по рукам. Больше не будет бежать она куда захочется и орошать что попало. Нет больше речной вольницы. Госплан убрал воду в железобетонный социалистический амбар, учел ее до последнего кубического сантиметра и пускает по бетонированным каналам туда, куда она должна идти по пятилетке».

Среднеазиатские республики всегда нуждались в орошении. Освоению Голодной степи, поделенной между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном, посвятил свой роман «Роман Межгорья» (1932) украинский прозаик Иван Ле.

 

20-е годы: ГЭС в кинематографе 

Во второй половине 1920-х появляются первые фильмы о гидростроительстве. Сохранилась лента «Ветер с порогов» (1929) Арнольда Кордюма, которая рассказывает о старом лоцмане, чей дом определили под снос при строительстве Днепровской ГЭС. 

 

Документальный фильм «Одиннадцатый» (1928) Дзиги Вертова, созданный к 11-ой годовщине Октябрьской революции, открывается панорамой строительства Днепровской ГЭС. 

 

 

В картине «Сегодня» (1928) кинорежиссер и сценаристка Эсфирь Шуб чередуются кадры, отснятые в СССР и США: за энтузиазмом советских рабочих следуют митинги и аресты американских на фоне модных салонов, небоскрёбов и световой рекламы Нью-Йорка. Формой энтузиазма в СССР к 1928-му стало «социалистическое соревнование» пролетариев, которое Шуб тоже запечатлела на Днепрострое.


 

20-е годы: ГЭС в живописи

Волховскую ГЭС строили с 1921 по 1927 году. Самый узнаваемый образ станции запечатлен на картине Исаака Бродского «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926). 

 

Илья Машков изобразил «Замавчарскую ГЭС и памятник В. И. Ленину», «ЗАГЭС. Плотина на реке Куре и шоссе Военно-Грузинской дороги» (1927). С картин были сняты репродукции для почтовых открыток. 


 

20-е годы: ГЭС и советский плакат

Отдельное направление в изобразительном искусстве – советский плакат. К середине 1920-х сформировались три его типа: социалистический, рекламный и плакат техники безопасности. 

Социалистические плакаты посвящались политическому режиму. Фраза Ленина «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны» легла в основу авторских плакатов Александра Самохвалова, Юлия Шасса и Василия Кобелева, Густава Клуциса. 

Рекламный плакат в СССР существовал в 1920-х, когда была объявлена Новая экономическая политика (НЭП). Он имел характерные названия: «Что даёт Электросельстрой деревне», «Покупайте лампы "Светлана"», «Государственный электротехнический трест».

Плакаты по технике безопасности были особенно распространены в 1920-е. Тогда строились первые местные электростанции, а в избах появились лампочки и провода. В 1929 году была создана серия плакатов, посвященная технике безопасности: «Как обращаться с электрической лампой», «Выключай рубильник для смены предохранителя», «Осторожно при натяжке проводов». 


 

ГЭС в искусстве в 30-е годы

 

30-е годы: ГЭС и эпоха массового принудительного труда 

В конце 1920-х в СССР наступила эпоха массового принудительного труда заключённых. В качестве репрессивной «машины» он утвердился лишь во второй половине 1930-х, а первоначально власть манифестировала «перековку» заключённых. Этой теме посвящено несколько художественных произведений. Пьеса «Аристократы» (1934) главного советского драматурга до 1930-1950-х гг. Николая Погодина рассказывает про воров и «блатных», которые исправились на строительстве Беломорканала. 



 

«Перековке» на Беломорканале была посвящена ранняя поэма Константина Симонова «Павел Чёрный». В 1933 году режиссер Александр Лемберг снял документальный фильм «Беломорско-Балтийский водный путь» о строительстве и открытии Беломорканала.Главный «документом» по строительству Беломорканала стал сборник статей «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» под редакцией М.Горького, Л.Авербаха, С.Фирина.

Его главы были написаны ведущими советскими писателями, которые вместе с Горьким посетили стройку канала в 1933 году. И описали яркие примеры исправительно-трудовой политики советской власти, «перековывающей» тысячи социально-опасных людей в сознательных строителей социализма. У книги печально-известная судьба. В 1937 году репрессии затронули сам карательный орган НКВД, весь тираж книги был изъят и уничтожен. Репринт издан в 1998 году анонимным издателем.

 

А авторов сборника, среди которых были Б. Агапов, С. Булатов, Г. Гаузнер, К. Горбунов, С. Диковский, Н. Дмитриев, М. Зощенко, Вера Инбер, B. Катаев, Г. Корабельников, Б. Лапин, B. Перцов, Л. Славин, A. Толстой, К. Финн, З. Хацревин, B. Шкловский, Бруно Ясенский и многие другие, обвиняли в «пособничестве режиму».

Источник: http://www.auction-imperia.ru/wdate.php?t=booklot&i=12248

 

Идеи, заложенные на строительстве Беломорканала, получили развитие при строительстве канала Москва-Волга. 

Начальник Дмитровского ИТЛ Семён Фирин поощрял «людей культуры» из числа заключённых: он заботился о художниках и музыкантах, предоставляя им льготные условия и применяя их умения по назначению. Для дмитлаговцев выходило несколько иллюстрированных газет, а по вечерам устраивались концерты. В 1937 году администрацию Дмитлага репрессировали, а «перековку» заменили на сугубо принудительный труд. 

В качестве художников отличилось несколько заключенных. Самый известный из них – художник-плакатист Василий Ёлкин, иллюстратор главной газеты строительства «На штурм трассы».

Василий Ёлкин автопортр

Василий Ёлкин автопортрет

 

Помимо служебных рисунков его кисти принадлежат графические зарисовки строительства и монументальный плакат «Канал Москва-Волга открыт» (1937). Два соавтора этого плаката, художники Константин Соболевский и Глеб Кун, расстреляны в 1938.

 

30-е годы: ГЭС в кинематографе

 

Кадр из фильма «Иван

В советском кинематографе 1930-х заметной индустриальной темой оставался Днепрострой. О нем рассказывают художественная лента «Иван» (1932) Александра Довженко и документальная «Комсомол – шэф электрификации» (1932) Эсфирь Шуб. Фильм Довженко демонстрирует, как простому жителю украинской деревни Днепрострой дается шанс стать частью социалистической системы. Название фильма Шуб связано с явлением шефства: на строительстве образовывалась комсомольская ячейка, и комсомольцы становились его главной движущей силой. 

 

30-е годы: ГЭС и фотоискусство 

 


М.Глидер. Фото для фильма Довженко «Iван». Титанический и опасный труд днепростроевц

Обложка журнала «СССР на стройке». 1936. №12

С конца 1920-х в СССР развивались любительские фотокружки. Платформой для них служил журнал «Советское фото», который выпускался с 1926 по конец 1990-х. 

В журнале печатались Александр Родченко, Семён Фридлянд, Петр Новицкий и другие. Немалая часть фотографий в 1930-х запечатлела индустриальные процессы в стране. Среди них – днепростроевский цикл Фёдора Кислова, серия «Днепрострой» М. Глидера, снимок «Раватстрой» Михаила Прехнера.  

В 1930-х годах был ещё один примечательный фотожурнал – «СССР на стройке». Он был рассчитан на экспорт, издавался на нескольких языках, а его художниками были советские авангардисты. Гидростроительству посвящены несколько выпусков «СССР на стройке»: Эль Лисицкий подготовил №10 за 1932 по Днепрострою, Александр Родченко – №12 за 1933 по Беломорско-Балтийскому каналу, каналу Москва-Волга посвящен №2 за 1938 год.

 

30-е годы: социалистический реализм

В 1930-е живопись в СССР массово переводилась на рельсы «социалистического реализма». В первой половине 1930-х это совпало с окончанием первой «пятилетки» и запуском Раватской ирригационной системы в Узбекистане, ДзораГЭС в Армении, ДнепроГЭС в Украине, НиваГЭС в Карелии. Крупнейшее строительство в Армении запечатлели классики союзной республики: Фанос Терлемезян («Тоннель в Дзорагэсе», 1930), Мартирос Сарьян («Строительство ДзораГЭС»), Габриел Гюрджан («Плотина Дзорагэс», 1930). Константин Богаевский («Днепрострой», 1930; «Панорама строительства Днепрогэса», 1935), Николай Дормидонтов («Днепрострой», 1931), Исаак Бродский («Ударник Днепростроя», 1932) и Борис Голополосов («Рабочие у лебёдки. Днепрострой», 1932; «Днепрострой», 1932) дали панораму строительства на Днепре: реку укрощали десятки тяжеловесных механизмов и тысячи рабочих. 

 

30-е годы: ГЭС и серийная графика

 

В 1930-е закончилась эпоха советского авангарда. Это сказалось на плакатах: от индивидуального стиля переходили к серийной графике и схематическим представлением. Примеры – плакаты «Производство электроэнергии» (1930), «Электрификация — основа индустриализации» (1930) и «Электрификация СССР» (1930). Эта же линия прослеживается в фотомонтажных плакатах («Производство электроэнергии», 1930; «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация страны», 1933).

Композиционное усложнение и наслоение характерно для редких авторских плакатов: «Мощную энергию Волги заставим служить делу социалистической реконструкции» Николая Долгорукова, «Электростроительная пятилетка» Петра Алякринского, «Привет вступившему в работу мировому гиганту Днепрострою» Густава Клуциса. В 1940-1941 вступили в строй два оросительных канала в Средней Азии, – Северный Ташкентский (СТК) и Большой Ферганский (БФК). Всесоюзные газеты тиражировали победу человека над засухой. Строительство СТК в своих ранних фильмах «Великая сила» (1940) и «Цвети, земля!» (1941) запечатлел Малик Каюмов, легенда узбекского кинематографа. 


 

ГЭС в во время Великой Отечественной Войны

С началом войны советское искусство отошло от индустриальных тем. На повестке стояли иные вопросы. Новые ГЭС почти не возводились. Исключение – Фархадская ГЭС в Узбекистане на реке Сырдарья. Ей посвящен фильм «Огни Фархада» (1945) Малика Каюмова.  

В 1941-1945 всё свободное электричество в СССР шло на оборонные и оружейные предприятия. Советские плакаты этого времени призывали население к экономии. Тиражировалась авторская графика: «Все экономьте электроэнергию» (1942) Михаила Гордона и Евгения Ефимова, «Экономьте электроэнергию!» (1943) Ивана Колочкова, «Энергия, нужная для часа горения, три патрона дает на вооружение» (1944) Юлия Ганфа, «Экономя киловатты — ты даешь на фронт гранаты!» (1945) Евгения Ефимова и многие другие. «Растратчик» электричества приравнивался к врагу. Плакаты прямо заявляли, – «Электроэнергия нужна стране: расхититель энергии — растратчик вдвойне!» (1941, Николай Денисов), «Этот "электрифицированный гражданин" за всю квартиру энергию расходует один» (1943, В.Варт), «Кто тратит много лишних гектоватт, тот перед фронтом виноват!» (1945, Лев Орехов и Леонид Петров).

После окончания войны плакаты не только говорили о восстановлении страны («Восстановим» Виктора Корецкого, 1947; «Землю-красавицу, Родину милую, мы укрепим электрической силою» Марии Нестеровой-Берзиной, 1946), но и продолжали тему экономии («Строго соблюдайте лимит» неизвестного, 1946; «Экономьте электроэнергию!» Д. Каннабиха, 1946), а также призывали к повышенным планам («Энергетики! Боритесь за 82 млрд. киловатт-часов электроэнергии!» А.Зайкова, 1946; «Трудящиеся Московской области, боритесь за быстрейшую электрификацию колхозов!» неизвестного, 1948).



 

ГЭС в 40-50-е годы


Подпись: Плакат. Стройки коммунизма-всенародное дело!

Подпись: Юрий Бурджелян. Увеличим производство электроэнергии! М., 1946

Конец 1940-х – первая половина 1950-х, – это время «Великих строек коммунизма», которые также известны как «Великие сталинские стройки». Тогда были спроектированы и начаты несколько крупных каналов и ГЭС. Плакаты типа «Мир победит!» (1950, Виктор Корецкий) не только перечисляли их, но и ассоциировали с «мирным временем». Советская агитация объявляла СССР его гарантом. При этом «Великие стройки» возводились заключёнными и военнопленными, эффективность труда которых в условиях массовой механизации снижалась.


 

ГЭС в 50-е годы

Первыми ГЭС из «Великих строек» стали Сталинградская (Волжская), Цимлянская и Куйбышевская ГЭС. В литературе и искусстве больше всего произведений посвятили Куйбышевской ГЭС. О ней написал своё раннее произведение «Новые друзья: рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС» (1952) Даниил Гранин. В конце десятилетия об открытии станции написал Андрей Вознесенский («Репортаж с открытия ГЭС», 1959), отец которого был гидроинженером. Лев Народицкий запечатлел один из этапов строительства («"Перемычка" Куйбышевской ГЭС», 1952). Куйбышевскую ГЭС воспевали Михаил Володин («На Куйбышевской ГЭС», «Экскаватор в котловане Куйбышевская ГЭС», 1957), Николай Андронов («Строители Куйбышевской ГЭС», 1958) и многие другие живописцы. 

 

На конец 1950-х пришёлся апогей культа Сталина. Ни до, ни после образ вождя не пользовался такой популярностью. Сталина боготворили за победу во Второй мировой войне, строительство послевоенных «гигантов» и другие достижения. Была продолжена тенденция по упоминанию Сталина в контексте раннесоветских достижений («Сталин и Киров на Волховстрое» Александра Самохвалова, 1950). Рефлексия этого времени представлена в поэме Александра Твардовского «За далью – даль», которую автор писал с 1951 по 1960. Герой поэмы, корреспондент газеты, вспоминает недавнее прошлое в поездке на Ангару. Тогда эту реку впервые перекрывали: строилась новая ГЭС.

В 1959 выходит фильм Александра Зархи «Люди на мосту». Сюжет фильма повествует о том, как после ликвидации главка начальнику Ивану Денисовичу Булыгину пришлось вернуться к прежней профессии и стать мостостроителем. Семья прощается с благоустроенной жизнью и едет на строительство моста через реку Северную. Бывший начальник жалеет об ушедшем времени, где его слово было законом. 

 

В том же году на экранах появляется фильм «Поэма о море» режиссера Юлии Солнцевой по мотивам строительства Каховской и других ГЭС. В фильме показана драма строительства Каховской гидроэлектростанции, для строительства которой было  необходимо затопить большое количество украинских сел и деревень. Расставание с родными местами, даже во имя великого будущего, становится для людей настоящей трагедией. С этим фильмом, прославляющим «искусственные моря», будут спорить вплоть до распада СССР.  

Во второй половине 1950-х гидростроительство переместилось из Европейской части СССР в Сибирь. Здесь строят мировых гигантов: Красноярскую ГЭС на Енисее, Иркутскую, Братскую и Усть-Илимскую ГЭС на Ангаре, Новосибирскую ГЭС на Оби. Гидростроительство в Сибири становится такой же «темой эпохи», как сооружение Байкальско-Амурской магистрали или освоение целины. 

Рабочих в Сибирь более не присылают под конвоем. Вместо принуждения идет расчет на романтику неизведанного края (плакаты «К нам на стройку, друзья!» Бориса Решетникова и Александра Доброва, 1956; «Освоим повсюду родную природу: богатства Сибири — на службу народу!» Василия Фомичева и Льва Баскина, 1960; «Тайгу покоряет народ-богатырь: В край ярких чудес превращает Сибирь!» Николая Кузьмина, 1964). Возвращается культ Ленина, образ которого связывается с «идеальным» Советским государством до сталинской эпохи (плакаты «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны» Николая Терещенко, 1955; «Заветы Ленина осуществляем!» Олега Савостюка и Бориса Успенского, 1956; «Стала былью Ленина мечта!» Николая Смоляка, 1967; «По завету Ленина огни зажигает Отчизна!» Виктора Корецкого, 1969). В пример строителям новых ГЭС приводят Волховскую ГЭС, которую строили голодные и раздетые люди (роман «Шестая станция» Льва Разгона, 1964). Десятилетием позже Волховскую ГЭС вспомнят вновь в фильме «Инженер Графтио» (1979). 

 

Синоним Сибири отныне – не каторга, а стройки. Их декорации обрамляют личные истории строителей (пьеса «Иркутская история» Алексея Арбузова, 1959; фильм «Длинный день» Рафаила Гольдина, 1961) или типичные производственные повествования (роман «Ангара» Франца Таурина, 1956; фильм «Ждите писем» Юлия Карасика, 1960). В серии книг «Молодая проза Сибири» выходит сразу несколько произведений о строительстве Братской ГЭС, – «Продолжение легенды. Записки молодого человека» (1957) Анатолия Кузнецова, рассказы «Записки моего современника» (1959) и «Страна Лэпия» (1960) Анатолия Приставкина. Впрочем, литературная известность придёт Братской ГЭС лишь в следующие десятилетия, с публикацией произведений Евгения Евтушенко и Валентина Распутина. 

 

-

«Строители Братской ГЭС» Виктора Попкова.

 

В 1950-е Братскую ГЭС рисуют Владимир Овчинников («На Братской ГЭС», 1958) и Борис Хоменко (Строительство Братской ГЭС», 1957; «На строительстве Братской ГЭС», 1958). 

Самое известное живописное посвящение станции – картина «Строители Братской ГЭС» (1959-1961) Виктора Попкова. Картина стала каноническим произведением, олицетворением темы трудового подвига без прикрас.


 

60-е годы: ГЭС и первые экологические протесты 

Одновременно со строительством ГЭС в Сибири появляются первые экологические протесты. Сибирским «хозяйственникам» указывают на судьбу Волги, которую от устья до истока застроили дамбами и плотинами, загрязнили и снизили количество рыбы. О судьбе легендарной Волги повествует роман Фёдора Панфёрова «Волга-матушка река», написанный в 1953-1960-х. 

Проблема утилитарного отношения к лесу и воде оказывается в центре романа «Русский лес» (1954) Леонида Леонова. Это главное произведение в русской литературе об экологии. С середины 1950-х писатели и учёные всё чаще критикуют безответственное отношение к природе в СССР. 

 

-

В 1960-х экологический протест возглавляют представители деревенской прозы в литературе. Началом этому послужило строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) на берегу озера Байкал в 1961. Несмотря на все доводы и аргументы специалистов, строительство комбината не отменили. Сегодня на месте БЦБК ведутся многолетние очистительные работы. 

«Протестную» публицистику в советской экологии начали Сергей Залыгин и Владимир Чивилихин. Чивилихин первым из литераторов обратился к проблеме Байкала («Светлое око Сибири», 1963), вслед за тем осветив беды Волги («Течет река Волга», 1965 – 1967). 


Владимир Чивилихин
Источник: https://chivilihin.ru/

Сергей Залыгин
Источник: https://ussr22.su/sergej-zalygin/

«Деревенщик» Залыгин, до перехода к литературе два десятилетия работавший гидрологом, негласно возглавил протест против ГЭС. Началом послужила серия его очерков 1962-1963-х («Леса, земли, воды», «Леса, земли, воды и ведомство», «Дело народное, а не ведомственное»). Позже к нему присоединились другие Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Белов.  

Масштаб споров вокруг экологии в СССР к концу 1960-х отразил фильм Сергея Герасимова «У озера» (1969).

 

Афиша кинокартины «У озера»

Афиша кинокартины «У озера» (1969)

 

В центре картины – строительство целлюлозного комбината на Байкале. Роль директора комбината в фильме «У озера» исполнил Василий Шукшин. Герой – единственный из администрации комбината, кто требует улучшения очистных сооружений. Директор оказывается между двух огней: им недовольны и «хозяйственники», и защитники природы. 

 

Кроме Байкала Герасимов упоминает Братскую ГЭС и плотину через Берингов пролив. Тогда Братская ГЭС символизировала беззаветный труд. Такой её и запечатлели Макс Альперт в серии фото «Братская ГЭС» (1961, «Советское фото», 1961, №04 и ранее), главный фоторепортёр Братскгэсстроя Николай Перк («Советское фото», раньше №04, 1961), Евгений Евтушенко в известной поэме «Братская ГЭС» (1965).  

Спустя пять лет после съемок в фильме «У озера»   Шукшин снял собственный фильм «Калина красная» (1974), где, вольно или нет, затронул проблему затопления территорий. В фильме впервые запечатлела церковь Рождества Христова, в уже затопленном при наполнении Шекснинского водохранилища посада Крохино. 

 

-

Кадр из фильма "Калина красная", 1974 год, реж. Василий Шукшин


 

60-80-е годы: драма переселенцев в художественных произведениях

В 60-е годы советской литературе появляется два крупных произведения о затоплениях. Оба они связаны с Братской ГЭС. 

В 1962 Борис Полевой написал роман «На диком бреге», который в 1966 под тем же названием экранизировал Анатолий Граник. 

 

-

 

Вымышленное строительство на реке Онь, в аннотации к одному из изданий книги прямо названное строительством Братской ГЭС, связало сталинскую эпоху и новое время. Главный герой, инженер мостов, много лет отсидел в лагерях из-за клеветы. Вернувшись, он стал механиком в деревне, которая ныне должна быть затоплена. Её жители отказываются переселяться и пишут письмо в правительство, останавливая строительство. После того, как главного героя, опытного специалиста, нанимают на стройку, он просит односельчан отозвать письмо. Стройка возобновляется, а протест не получает развития.

Совсем иначе о затоплении написал Валентин Распутин. В повести «Прощание с Матёрой» (1976) внимание целиком сосредоточено на переселенцах при строительстве Братской ГЭС. Их судьба, полная драмы, не оставляет места для инженеров и технических работников. Старые жители Матёры не только не перестают сопротивляться, но уходят под воду вместе с островом и деревней. Повесть экранизировали Лариса Шепитько и Элем Климов в 1981 под названием «Прощание».

-

Прощание. Сценарий Лариса Шепитько, режиссер Элем Климов. 1981

 

В центре сюжета фильма «Когда дрожит земля» (1975) Александра Косарева – строительство Чиркейской ГЭС в Дагестане. Автор проекта станции запрещает вести работы на одном из участков строительства. Он пытается убедить строителей и инженеров, что при следующем землетрясении в котлован упадёт скала. Вопреки правилам и на основании собственных расчетов, начальник строительства продолжает работы. В конце фильма начстрой, который оказался прав, объясняет проектировщику: скала не упала потому, что «мы не имеем право на ошибку». 

Наконец, в 1978 на экраны выходит «Сибириада» Андрея Михалкова-Кончаловского. Один из главных героев, секретарь обкома, сопротивляется строительству ГЭС в своей области. Самая мощная станция в мире должна затопить его родную деревню. Герой 8 лет не «пропускал» ГЭС и искал в области нефть. В итоге, залежи нефти находятся, что спасает земли. Прообразом ГЭС в «Сибириаде» могла быть Нижне-Обская ГЭС, строительство которой отменили в 1960-х. 

 

-

Источник

 

В 1980-е началось строительство Туруханской ГЭС, проект которой сразу раскритиковали публицисты и учёные. Большой очерк Виктора Астафьева «Вечно живи, речка Виви» (1989) резюмировал проблемы этой и других ГЭС. К концу десятилетия защитники природы оказывали заметное влияние на общественное мнение. Им удалось остановить проект поворота северных и сибирских рек, вокруг которого несколько десятилетий шли споры. Бассейны Онеги, Северной Двины и Печоры должны были отдавать часть своих вод среднеазиатским республикам. О проекте и спорах вокруг него повествует дипломная киноработа Н.В.Макарова «Земля и вода» (1986).

 

ГЭС в постсоветский период 

К 1991 в СССР критиковали все отрасли промышленности за их негативное влияние на природу. У гидроэлектростанций в этом контексте была особая роль. С одной стороны, они затапливали территории. С другой, оставались единственной «чистой» альтернативой атомным и тепловым станциям. Сложилась патовая ситуация: строительство новых объектов требовали и запрещали одновременно, не предлагая реальных компромиссов. Советская гидроэнергетика оказалась в ситуации героя Шукшина из фильма «У озера», где начальник оказывается между двух огней.  


 

ГЭС в XXI веке

Тема покорения сибирских вод остается актуальной и сейчас. В 2014 году вышел роман «Зона затопления»  Романа Сенчина. В нем описываются события, связанные с окончанием строительства Богучанской ГЭС. Мысль, заявленная Валентином Распутиным в «Прощании с матерой», продолжается: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

 

 

Автор: Максим Дьяконский