В Российской государственной библиотеке мы нашли рукописную книжечку, в которой упоминаются исторические факты о Крохинском посаде и любопытные анекдоты (в России XVIII–XIX вв. слово «анекдот» имело несколько иное значение — это могла быть просто занимательная история). Мы расскажем их полностью в следующих публикациях.
Первым делом наше внимание привлекло словосочетание «лимон камень», которое мы раньше не встречали. Мы начали изучать этот термин и оказалось, что помимо известного шекснинского каменного идола, в Вологодской области был и еще один гигантский валун.
Цитата из книги «Друиды Русского Севера» Евгения Сергеевича Лазарева:
«Знаменитый „шекснинский идол“, найденный в 1893 г. в районе древнего города Белоозеро, у истоков Шексны, представляет собой изваяние (фаллический столбик с чертами человеческого лица), по-видимому, связанное со славянской дохристианской культурой, а не с более ранней мегалитической традицией.
Однако русские средневековые источники сохранили упоминание еще по крайней мере об одном (видимо, гигантском) камне, лежавшем в русле Шексны невдалеке от ее истока из Белого озера. Согласно различным вариантам „Летописца Троицкого Устьшехонского монастыря“, место это называлось Лириновское, или Лимоновское; сам же камень именовался Лимонис.
Вологодский краевед и топонимист А. В. Кузнецов предполагает, что название камня — либо книжного, монашеского происхождения („Озерный“, от греч. λίμνη, озеро), либо связано с фамилией Лимонов, засвидетельствованной в этих краях еще в XV веке.
Можно предложить еще одну топонимическую версию. Известно, что на Русском Севере иногда имела место перестановка согласных (хорошо знакомая лингвистам метатеза) в географических названиях, например, lad — ald в топонимии Ладоги. Тогда в названии шекснинского мегалита можно реконструировать форму Ilmonis, которую нетрудно соотнести с именем небесного божества в финно-угорской мифологии».
Изображение: фрагмент рукописи, ОР РГБ, Ф.178.1 №3444, лист 12