вт, 07/21/2020 - 14:40

История семьи Юрия Григорьевича Козлова (Тотубалина)

Часть I

В Вологду наша семья переехала в 1939 году, мне было всего 3 года, но на лето мы всегда приезжали к деду в Крохино.
Мой двобродный брат (Куприн Евгений Николаевич), старше меня на 7-8 лет, и он, большой любитель старины, в свое время начал собирать материал по истории нашей семьи, и конечно, затронул Крохино, потому что оттуда всё и начиналось… Родственников у нас много, и всем им я рассылал копии фотографий и рукописной истории нашей семьи, которую мы составляли вместе с братом. Сохранилась и копия картины, где изображена церковь Рождества Христова, подаренная художником моей тёте (фамилию художника не знаю, написана она, вероятно, в 30-е годы, в начале ХХ века).

Из семейной истории Тотубалиных. «Наша история – наша родина». Глава I – Родители:
«….В истоке реки Шексны на левом берегу было когда-то большое село Крохино, напротив, на другой стороне реки, с. Каргулино. Река вытекала из Белого озера, имела сильное течение, и была довольно широкая (до 150-200 м). Это место – наша Родина.

Крохино имело длинную Переднюю улицу по берегу реки (ранее - ул. Набережная) и 5-6 улиц прямо от берега в направлении полей.

Глава нашего рода – Тотубалин Владимир Алексеевич (прадедушка Козлова Ю.Г.) был крупный, коренастый, с правильными чертами лица, вьющимися волосами, красивый. По слухам Владимир Алексеевич Тотубалин появился в Крохино из Заболотья, но происхождение теперь не выяснить… Иногда любил, как и все мужчины, выпить винца, бутылочки («сотки») ловко прятал от жены в умву, в сене. Умер он раньше своей жены (примерно в 1929-1930 г.) от сильного ушиба – упал в овине сверху (вероятно до 3-4 м высоты), отшиб почки и печень, страдал. Основным лекарем была жена сына Николая – Елизавета Васильевна, ей он доверял делать все процедуры (народные).

Фотография из семейного архива Юрия Григорьевича. На снимке его прадед Владимир Алексеевич Тотубалин в окружении родственников.

 

Часть II

Крохино было большим поселком, хоть и называли его селом. Улицы были довольно широкие, в пределах 6-10 метров – две повозки могли спокойно разминуться. Дома стояли по обеим сторонам улиц, а позади домов были хозяйственные постройки и огороды.

В Крохино протекал один ручей, впадающий в р. Шексну, через который был устроен мостик (остальное всё было «сухое»). Возможно, он назывался Филенский. На плане он нарисован за плотиной, но, по-моему, он был перед плотиной. И в Каргулино тоже была какая-то речка, но я там не бывал и совсем этого села не знаю. Как-то на лодке мы переезжали, но я был маленький. Зато помню, что наши мужики (крохинские – прим.), кто постарше, дрались с каргулинскими…

Наш дом, второй от истока реки, мы жили буквально в 100 метрах от сада и церкви. Рядом в угловом одноэтажном доме (на плане дом №1 – прим.) по улице Сидоровской жила попадья, Шершнева Надежда Александровна. Мы её боялись, называли «магнитная косичка», дразнили (у неё была длинная коса). Был у нее муж, или нет, я не знаю, но никогда не видел, возможно, она была одна.

На переднем крае (Передняя улица) были школа на берегу реки, сад, кузница, важня, чуть подальше - плотина. Моя мама работала в школе учителем, школа была семилетняя. Плотину мы, маленькие, помню, тоже боялись, так как вода страшно шумела, и там стоял часовой с винтовкой, вид которого нас, естественно, пугал. Где-то за плотиной был магазин – самое наше любимое место, потому что там продавались конфеты и ириски.

Примерно напротив церкви, на Передней улице, стоял двухэтажный дом. Ещё один двухэтажный дом был с самого края, где вытекала река (на плане дом №3 – прим.). Другой двухэтажный дом напротив церкви (больница или медпункт) – тот, в котором работала фельдшер, там ещё магазинчик был, хотя сами мы за медицинской помощью не обращались, если кто заболеет – лечили дома. А так на памяти в основном одноэтажные дома.

В саму церковь мы забегали малышами, но нас оттуда гоняли, потому что мы шумели, а там шла служба. К тому же мы боялись монахов этих, так как они нас выгоняли из храма.

При церкви, слева, был сад («Поповский» парк – прим.), он располагался от самого берега и до дороги. Там были и большие качели (громадная доска, на которой раскачивались с двух сторон); и «гиганские шаги» (столб с канатом, на который нужно садиться и отталкиваться, чтобы перескакивать вокруг столба на 2-3 метра). Это еще осталось в памяти…, раньше такие и в Вологде бывали.

Иллюстрация: Рукописный план Крохино, хранящийся в архиве Юрия Григорьевича.